image
hl1

Гиперативность

classes02 Многие взрослые сегодня, рассказывая о своем или чужом ребенке, нередко употребляют слово гиперактивный. Приставка гипер- указывает на высшую степень чего-либо, то есть гиперактивный – очень, даже слишком активный. Однако существует и психологический диагноз – гиперактивность у детей, который приносит родителям и самому ребенку немало неприятностей.

Гиперактивность: синдром или особенность характера?

Синдром гиперактивности у детей – это не просто большая подвижность. Ребенок действительно может любить движение, много бегать, прыгать, интересоваться окружающим миром и пытаться его познать всеми доступными способами. Живой, разговорчивый, активный – это черты характера. Возможно, характера, который нуждается в коррекции, но признаки гиперактивности могут существовать и без самого диагноза. Согласно медико-психологическим формулировкам, гиперактивность заключается в повышенной возбудимости и активности ребенка, превышающих норму. Некоторые симптомы гиперактивности можно распознать в самом раннем возрасте: у новорожденных это излишняя беспокойность, далее, невозможность удержать внимание, сконцентрироваться, сосредоточиться. Однако нет такого понятия, как гиперактивность новорожденного, также вряд ли подобный диагноз может существовать у детей до года. Обычно начинают говорить о том, что у ребенка гиперактивность, в 3 года, иногда чуть раньше. И все же большая часть подобных проблем выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются поведенческие проблемы, мешающие обучению ребенка.

Гиперактивность у детей: признаки

Определяет диагноз специалист по детской психологии, психоневрологии. Указывают на гиперактивность у детей симптомы вот этой группы, если имеются больше половины названных:

– ребенок не в состоянии даже короткое время спокойно сидеть, ёрзает, двигает руками, ногами; – может быстро подняться с места и броситься бежать; – не может спокойно проводить досуг: слушать чтение, смотреть фильм; – во время коллективной деятельности, занятия может выкрикивать, шуметь; – постоянно встает со стула; – когда ему задают вопрос, он перебивает, начиная отвечать, еще не дослушав; – проявляет сильное нетерпение, когда приходится ждать очереди; – вклинивается в разговоры детей и взрослых, в игры других детей. Часто синдром дефицита внимания является спутником гиперактивности. Дефицит внимания имеется, если: – ребенок не может на время сосредоточиться на каком-либо занятии, предмете; – начав что-либо, не доводит дело до конца; – ощущение, что ребенок не слышит обращенную к нему речь; – не организует свою деятельность, переключаясь от одного дела к другому; – старается отказаться от заданий, где потребуется продолжительная умственная работа; – теряет свои вещи; – легко отвлекается на посторонние раздражители; – имеет место постоянная забывчивость. В случае сочетания тех и других проявлений имеет место СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Гиперактивность у детей: причины

Прежде чем определить, как лечить гиперактивность, желательно определить причины возникновения проблемы, в частности:

– проблем со здоровьем у матери до и во время беременности; – курение, употребление алкоголя, травмы во время беременности; – угрозы выкидыша; – осложнения во время родов; – заболевания младенца, назначение сильнодействующих препаратов; – нарушения экологии. Оценив все факторы и тщательно обследовав ребенка на предмет его поведения, специалист назначает лечение гиперактивности.

Гиперактивность у детей: лечение

Данная проблема имеет психоневрологическую природу, поэтому коррекция гиперактивности является комплексной, сочетает применение специальных препаратов, педагогических и психологических методик. За рубежом предпочтение отдается медикаментозному лечению гиперактивности. Используются препараты ноотропного действия. Такие медикаменты являются корковыми стимуляторами и направлены на улучшение работы мозга, стимуляцию обменных процессов. Однако в нашей стране хороший специалист на вопрос «Как вылечить гиперактивность?» никогда не ответит: «Таблетками». Он порекомендует необходимые медицинские препараты ровно настолько, насколько это необходимо, и обязательно определит программу психолого-педагогической коррекции. Нейропсихологический подход предполагает использование специальных упражнений, способствующих устранению негативных навыков и формированию новых моделей поведения. Процесс коррекции занимает не менее года. Еще одна методика, отвечающая на вопрос чем лечить гиперактивность у детей – специальными играми, в процессе которых должны формироваться умения сдерживаться, сосредоточиваться, контролировать свое поведение. Этот подход называется синдромальным. Использование подходов в комплексе помогает компенсировать нарушения в поведении ребенка.

hl1

Пока нет комментариев