image
hl1

Дисграфия

Дисграфия понимается как нарушение способности человека к овладению правильной письменной речью. При этом интеллект развит нормально, то есть человек умственно полноценен. Чаще всего сопровождает дисграфию дислексия – неспособность овладения чтением.

Причины дисграфии

Определяется дисграфия у ребенка в начальных классах школы, когда он учится писать. Дисграфия у дошкольников не выявляется, ведь говорить о нарушении можно лишь тогда, когда ребенок прошел необходимое обучение письму. Коррекция дисграфии требуется, когда имеются характерные ошибки, заметно отличающиеся от обычной безграмотности. Это пропуски букв либо появление лишних элементов, искажение слов, его форм, причем ошибки не повторяются: в одном случае слово пишется правильно, во втором с ошибкой, в третьем с другой ошибкой. Свидетельствуют о том, что это дисграфия, примеры почерка с неровным начертанием букв, слишком больших или маленьких, с неправильным наклоном. Причинами этого могут служить несколько факторов. Ведь умение писать связано со сформированностью устной речи: произношение звуков, восприятие фонем, лексической и грамматической составляющей, обладанием связной речью. Нарушаться все это может при: – недоразвитии либо поражении головного мозга при патологиях беременности, родовых травмах, различных инфекциях и соматических заболеваниях, влияющих на нервную систему; – социальных воздействиях, в числе которых – все чаще встречающийся билингвизм в семьях, неправильная речь окружения, недостаток речевых контактов, пренебрежение речью ребенка со стороны взрослых. Также могут привести к дисграфии занятия по слишком раннему обучению грамоте. В группе риска – левши и особенно те из них, кого пытаются переучить.

Дисграфия: виды и формы

Прежде чем прилагать усилия по исправлению дисграфии, нужно определить ее форму. Классификация дается в зависимости от нарушений какой-либо операции при письме. Различают пять форм: – акустическая дисграфия: нарушено фонемное распознавание речи; – артикуляционно-акустическая: нарушение произношения звуков и фонематического восприятия; – оптическая дисграфия: несформированность зрительно-пространственного восприятия; – аграмматическая: несформированность лексической и грамматической сторон речи; – дисграфия на основании проблем языкового анализа и синтеза. Эти формы могут быть смешанными. Как определить дисграфию? Необходимо, во-первых, исключить дефекты речевого аппарата, зрения и слуха, а также посетить детского невролога. Сформированность речевой функции определяет логопед. Дисграфия ли это и если да, то какого вида, определяется в несколько этапов: анализ письменного текста ребенка, общеречевого поведения, словарного запаса, звукопроизношения, слуховой дифференциации. Далее специалист дает рекомендации по преодолению дисграфии.

Коррекция и профилактика дисграфии

Логопедом определяется индивидуальная программа коррекции по дисграфии. На занятиях с детьми выполняют различные упражнения при дисграфии, направленные на исправление произношения звуков, фонематические процессы. Например, для исправления акустической дисграфии упражнения проводят на различение звуков. Обогащение словарного запаса, формирование правильного речевого строя – эти направления программы по дисграфии могут реализоваться и в семье, а не только с помощью специалиста. При необходимости для нормализации работы органов и систем могут быть назначены массаж, лечебная физкультура, физиопроцедуры. Предупреждении дисграфии заключается в правильном развитии высших психических функций, которые влияют на овладение устной и письменной речью, навыков письма. Заниматься этим нужно до начала обучения детей грамоте, то есть должна иметь место профилактика дисграфии у дошкольников. Нельзя забывать, что правильная письменная речь не сможет быть сформирована без хорошо развитой устной. Очень важно развитие пространственных представлений. Порядок расположения предметов, четкое различение правого и левого, знание пространственных предлогов послужат для предупреждения оптической дисграфии.

Дисграфия – нарушение, которое поддается коррекции, однако профилактика позволит избежать многих проблем.

hl1

Пока нет комментариев