image
hl1

Агрессивность и тревожность детей с особенностями в развитии

yay-148692 Умственная отсталость — выраженное, стойкое, тотальное, необратимое нарушение познавательной деятельности, возникающее на основе органического поражения ЦНС . Несформированность личности умственно отсталого ребенка обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Дети с нарушением интеллекта характеризуются слабостью собственных побуждений, неумением ставить и достигать собственных целей, трудностью самостоятельно планировать собственную деятельность. Проводилось исследование тревожности и агрессивности умственно отсталых детей. Выборку составили 13 школьников, возраст которых от 12 до 17 лет. В качестве методик были использованы тест Люшера, тест руки (Вагнер), методика «Карта наблюдений». При интерпретации результатов теста Люшера были получены следующие результаты. У 73, 3% детей отмечается высокий уровень тревожности, у 26, 7% детей — низкий уровень тревожности. У 56, 1% детей происходит успешная компенсация тревожности (первыми выбирали основные цвета). Показатель тревожности вычислялся по сумме отклонений цветового выбора от «идеального», так называемой аутогенной нормы. Повышенный уровень тревожности ухудшает возможности учащихся, уменьшает результаты деятельности детей, и таким образом, естественно усиливает эмоциональное неблагополучие. Присутствуют такие состояния, как напряжение, беспокойство, нервозность. Тревожность может усиливаться при неблагополучном характере взаимоотношений в семье, отсутствием необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка. Анализ результатов теста руки (Вагнер) показал повышенный уровень агрессивности у детей. 70% школьников получили от 1 до 3 баллов по шкале агрессивность, что говорит о ее высоком уровне. У 30% детей уровень агрессивности средний и низкий, характеризующийся адекватными агрессивными проявлениями в зависимости от ситуации. Данные методики «Карта наблюдений» показали повышенный уровень агрессивности у детей, нежелание приспособиться к окружению, готовность к проявлению агрессии. Повышенный уровень агрессивности говорит об отсутствии тенденции к социальной кооперации. Повышенный уровень агрессивности может проявляться в раздражительности, готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, вспыльчивостью, обиде, злости по отношению к окружающим, подозрительности. Таким образом, на основе проведенных исследований сделаем вывод о рассогласованности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями интеллекта. Нарушения эмоциональной сферы вызывают затруднения в выполнении заданий и инструкций, соответственно ребенку становится тяжело развиваться, как личности. Эти нарушения не только снижают интеллектуальные способности, но и приводят к нарушению поведения и социальной дезодаптации.

hl1

Пока нет комментариев