image
hl1

Задержка речевого развития

yay-148692 Диагноз «задержка речевого развития» у детей в возрасте 3-4 лет в амбулаторных картах появляется нередко. Иногда он звучит как «задержка психо-речевого развития», что говорит, по мнению врачей-невропатологов и логопедов, о тесной взаимосвязи степени владения речью и общим психо-эмоциональным развитием ребенка. Что означает этот термин? Под задержкой речевого развития понимается несоответствие развития речи малыша в возрасте до 4 лет общепринятым нормам ее развития. Другими словами, отставание от этих норм. В определенном возрасте (месяц, год, два года и т.д.) речь ребенка должна соответствовать определенным стандартам.

Нередко родители реагируют на такое заключение врачей неоднозначно, считая нормы речевого развития надуманными, и утверждая, что каждый ребенок – индивидуальность. Однако отказ признать проблему вовремя приводит к тому, что повзрослевший ребенок в возрасте 6-7 лет по-прежнему не справляется с речевыми проблемами, не произносит звук «р», с трудом соединяет слоги в слова, предпочитает словам звукоподражания. Чтобы этого не произошло, стоит со всей серьезностью отнестись к поставленному диагнозу. Тем более что при своевременном лечении и посещении корректирующих занятий проблему удается полностью устранить.

Каковы признаки задержки речевого развития у детей?

Как определить, что трудностью с речью у вашего малыша касаются именно задержки речевого развития? Признаки определить несложно, внимательно изучив нормы развития речи в определенном возрасте. Учитывайте, что специалисты вполне допускают несущественные отклонения от нормы, ведь задержка темпа речевого развития – вещь сугубо индивидуальная. Однако если проблемы с овладением речью сохраняются до трех лет, не стоит ждать, что ребенок самостоятельно их преодолеет.

На что обратить внимание, оценивая уровень развития речи малыша?

Например, в возрасте от года до двух лет ребенок должен отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?», уметь показывать на картинках различных животных. Так называемые аморфные слова («би-би»», «ту-ту») постепенно исчезают из его речи. Но в то же время односложные сочетания используются им для выражения не только слов, но и целых предложений. В возрасте от двух до трех лет ребенок связывает слова в предложения, может менять интонацию, умеет задать вопрос. Речь его полна ошибок, однако это вполне связная речь. Ребенок понимает обращенную к нему просьбу типа: «Возьми синие тапочки и отнеси дедушке».

Задержка речевого развития после 3 года жизни чревата серьезными осложнениями в общем психологическом развитии ребенка, его умении размышлять, писать и читать.

Как научиться говорить?

Прежде всего специалист определит причину отставания ребенка от овладения речью. Часто проблема имеет неврологический характер: в случае, если в анамнезе родовая травма, гипоксия, преждевременные роды и т.д. Врач назначает прием медикаментов, положительно влияющих на развитие в мозгу речевых функций.

Проблема может иметь и психологический характер: например, у малыша просто не возникает потребности говорить, так как излишне услужливые родители стремятся дать ребенку все, на что он покажет пальчиком, не дожидаясь его устной просьбы. Родителям необходимо вместе со специалистами-логопедами, дефектологами начинать лечение задержки речевого развития своего малыша.

Крайне желательно посещать занятия у профессионалов, совмещая их с домашними. Главное при проведении коррекционных занятий – регулярность. Множество полезных упражнений представлены вниманию родителей на специализированных интернет-порталах. Цель занятий на тему «темповая задержка речевого развития малыша»:

сформировать артикуляционный аппарат ребенка, стимулировать его речевую активность, «заставить» говорить.

hl1

Пока нет комментариев