image
hl1

Факторы, которые влияют на развитие речевой деятельности ребёнка

yay-148692 В мире компьютерных технологий, когда живое общение ушло на второй план, актуальной становится проблема развития речевой деятельности. Ни для кого не секрет, что владение речью является залогом успеха развития личности в современном мире. Однако считается, что речевая деятельность не требует специального внимания, а формируется как бы сама собой. Это глубокое заблуждение. Дети зачастую испытывают неудачи в общении, учебе и в жизни в целом не по той причине, что они бездарны и некоммуникабельны, а потому, что у них не развита речь. Одним из первоочередных факторов становления речевых навыков является тренировка физиологических механизмов речи. Он характерен для раннего возраста. Младенец, слушая речь взрослых и пытаясь произнести звуки, слоги, приводит в движение артикуляционный аппарат, а также готовит себя к говорению и слушанию. Однако до полноценной речевой деятельности пройдет несколько лет. Здесь можно напомнить родителям, что своевременное формирование физиологических механизмов речи – это показатель состояния здоровья ребёнка. Любые отклонения речевого развития должны заставить родителей обратиться к врачам, логопедам, психологам. При своевременном обращении к специалистам речевые нарушения поддаются коррекции. Исследователи давно заметили, что быстрее и активнее развивается личность ребенка, если с ним много общаются. Ведь существует даже методика общения с ещё не родившимся младенцем. Учёные доказали, что если во время беременности и в первые месяцы жизни ребенку была обеспечена благоприятная речевая среда, то в жизнь он вступит с огромным преимуществом перед другими детьми, не имеющими такого общения. Конечно, не любая звучащая речь благотворно действует на психику ребёнка. Вряд ли кто не знает различий между криками ругающихся родителей, звуками телевизионной рекламы и ласковой колыбельной песенкой или чтением сказок перед сном. Мой опыт работы в коррекционных учреждениях показывает, что, к сожалению, последнее время дети практически не знают народных сказок. А ведь именно сказка может в увлекательной форме и доступным языком показать окружающую жизнь, людей, их поступки. Она может дать возможность за 10-15 минут пережить, «проиграть» жизненные ситуации, т. е. формирует условия для формирования потребности к общению, а значит и развитию речевой деятельности. Поэтому во время уроков большое внимание уделяется изучению произведений устного народного творчества, разучиванию детских стихов, потешек, скороговорок. Одним из факторов, влияющих на речевую деятельность, являются положительные эмоции. Исследователи отмечают, что «гуление» у младенцев появляется обычно в присутствии близких людей и только в хорошем расположении духа. Влияние положительного эмоционального настроя на речь ребенка сохраняется и в дальнейшем. Отсюда следует вывод: чем чаще ребёнок будет испытывать положительные эмоции, тем выше будет его стремление говорить, общаться, делиться с людьми, переполняющими его чувствами и переживаниями. Подтверждением этого суждения может служить пример детей-маугли, лишенных положительного человеческого общения. Следующий фактор развития речевой деятельности – потребность в самовыражении, которая проявляется в бесконечном потоке вопросов к взрослому и желании поделиться с ним информацией. Некоторые родители отмахиваются от детской «болтовни», она кажется им утомительной, они стараются её пресечь, остановить – это очень распространённая ошибка. Ведь именно в этот период идёт становление речевых способностей, которые нужны ребёнку для достижения успеха в жизни. При взаимопонимании с взрослыми ребёнок выполнит любые условия, и обычный разговор о проведённом дне в школе, превратится в упражнение. Вопросы типа: «Что потом было?», «А что дальше?», «Чем закончилась история?» – подскажут ребёнку, как логично и последовательно вести рассказ..

Последним фактором развития речевой деятельности является обучение, во время которого начинается сознательное постижение законов и правил языка. Но и на данном этапе он нуждается в положительных эмоциях и переживаниях, в потребности в самовыражении и общении. Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: становление полноценной личности происходит только в речевой среде и при соблюдении всех перечисленных факторов. Владение речью позволяет человеку уверенно чувствовать себя во всех сферах человеческой деятельности.

hl1

Пока нет комментариев